Разработка проектов и строительство домов из оцилиндрованного бревна

Главная / На заметку / Архитектурные особенности бань Санкт-Петербурга

Архитектурные особенности бань Санкт-Петербурга

3 марта 2010, Автор: Лейла Миронова

Баня для русского человека – это нечто большее, чем просто помывочная процедура. В бане можно не только расслабившись, отдохнуть душой и телом. Баня – это особое мироощущение. Это то самое место, где забываются проблемы и неудачи, где растворяются грани условностей, где человек может ощутить себя новорожденным. Не зря гласит народная поговорка: «Баня — мать вторая!».

Впервые баня в письменных источниках упоминается с X века. И за прошедшее время баня не утратила своей актуальности. В Санкт-Петербурге организованное и активное строительство бань началось с XVII века. К началу XVIII века в городе были возведены уже более четырех десятков бань. Архитектура этих строений была обусловлена социальными предпосылками. Изначально публичные бани в Петербурге строили крестьяне-переселенцы. Специального разрешения от властей на строительство бань не требовалось, да и пошлины не взимались. Бани строились рядом с водой, вдали от жилых и административно-общественных зданий, на берегу реки Мойки. Для простого люда бани были просты и незатейливы. Для высшего же сословия возводили банные заведения известные архитекторы того времени с присущей им архитектурной премудростью. Эти бани сохранились и до наших дней, достойно войдя в реестр памятников архитектуры Санкт-Петербурга. Например, построенная в 1717 году баня для Стрельнинского дворца, главным архитектором который был Ж.Б.Леблон. Также можно упомянуть о дворцовой бане в Царском Селе по проекту архитектора Ч.Камерона. Это уникальное строение того времени, являющее собой целый банный комплекс, в основе которого лежит принцип римских терм: банный зал «Агатовые комнаты» с «Холодными банями».

К 18 веку в градостроительстве сформировалось целое направление по созданию проектов и строительству бань. Над ними трудились такие именитые архитекторы, как Доменико Трезини и Франческо Растрелли. Они создавали не просто бани, а настоящие банные комплексы, которые и по сей день являются яркими образами архитектуры старинного Петербурга.

Отдельно стоит упомянуть и об архитекторе Павле Юльевиче Сюзоре, строившем как общественные, так и частные бани. Будучи человеком-новатором, П.Ю. Сюзор применял в строительстве передовые научные открытия своей эпохи. В своих работах архитектор стремился создавать настоящие архитектурно-культурные банные комплексы, значительно расширяя границы представлений о «помывочных домах». Например, баня в стиле модерн, построенная П.Ю.Сюзором по заказу купца Воронина в 1871 году, соединяет в себе традиции русской бани и новинки инженерно-технических достижений того времени. Помещения бани Воронина были снабжены вентиляцией, поддерживалась определенная температура воды в мраморных бассейнах, также можно было регулировать уровень воды в них. Кроме этого, особый аромат бани создавался липовыми полками, расположенными в жарких парилках. Архитектор придумал устроить банный пол асфальтовым вместо мрамора, что обеспечивало безопасность: он был не скользким. Ну, а интерьер комнаты отдыха П.Ю.Сюзор создал в стиле Людовика XVI, «дабы придать «шикарства чистому телу». Это были лучшие бани и сауны Санкт-Петербурга того времени. За эту работу архитектор П.Ю.Сюзор в Вене на Политехнической выставке был заслуженно награжден золотой медалью.

Кстати, изрядной помпезностью отличались и бани, построенные позже этим архитектором. Например, публичные бани Егорова, построенные в 1879 году. В народе их прозвали «Казачьими». Правда, вестибюль бани был выполнен в стиле итальянского ренессанса, а в остальном преобладал изысканный стиль поздней эклектики. Годом позже открылись бани Петрова на углу Вознесенского проспекта и Екатерининского канала. Это баня характеризовалась наличием зала восточной бани.

Современные банные заведения Санкт-Петербурга тоже интересны своими архитектурными особенностями. Но дабы сохранить внешний облик Петербурга, архитекторы стараются современные бани СПб лаконично «вписать» в единый архитектурный ансамбль города.

Похожие статьи:

Снегоуборочные комбайны
Как нас дурят в супермаркетах
Глубинки автопроката
Общение в Интернете: проблема приватности
Как не ошибиться с выбором строителя для ремонта своей квартиры
Зачем нужно юридическое сопровождение
Метки:

Оставить комментарий