Разработка проектов и строительство домов из оцилиндрованного бревна
Главная / Словарь терминов / Мозаика.
Мозаика (от лат. opus musivum — произведение, посвящённое музам) — одна из разновидностей живописи, при которой в качестве мозаичных материалов используются смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит и различные металлы. Отделка поверхностей с применением мозаики получила распространение много столетий назад, ее использовали еще в античные времена. В наше время существует два метода выполнения мозаики:
— прямой набор, элементы мозаики выкладываются прямо на рабочую поверхность;
— обратный набор, мозаика набирается на ткани или картоне, а уже в собранном виде переносится на поверхность.
Ранние мозаики датируются 9 веком до н.э., хотя ее прообразы обнаруживаются уже в дворцовых и храмовых постройках в шумерских городах в Месопотамии во 2-й половине 4 тысячелетия до н.э. Мозаика была широко распространена в античные времена в Древней Греции, на Крите, в Древнем Риме и Карфагене, Малой Азии, Сирии и на Сицилии.
Ранние мозаики представляли собой незамысловатый узор из гладкой гальки, их цветовая гамма была ограничена разными оттенками местного камня. Зачастую использовалась галька диаметром 1-2 см. Постепенно гальку вытеснили кубики из камня, обеспечивающие более богатую цветовую гамму. Мозаика из тессер имела ровную поверхность и поддавалась шлифовке и вощению. Мозаичные картины относятся к эпохе эллинизма. Среди греческих мозаик часто можно встретить эмблемы.
Нередко мозаику называют римским искусством, так как много мозаичных произведений найдено в Италии, а также бывших провинциях Римской империи. Некоторые виды мозаики выкладывались прямо на месте строительства, мастера старались делать поверхность ровной и гладкой.
Начиная с 4 века н.э., мозаика начала появляться в церквях. Основанные в основном на библейских сюжетах, мозаики были призваны просвещать прихожан. В некоторых церквях и храмах стены и своды полностью были покрыты мозаичными изображениями эпизодов из Библии.
Современные мастера нередко используют технику обратного набора: в мастерской кубики наклеивают тыльной стороной вверх на бумагу с рисунком будущей мозаики. Набранную мозаику переносят на предназначенное место и вдавливают ее тыльной стороной в закрепляющий состав. После того, как она высохнет, кальку и клей смывают. В 19 веке при помощи данной техники было украшено множество ратуш, церквей, театров, музеев и т.д.
Оставить комментарий