Разработка проектов и строительство домов из оцилиндрованного бревна
Главная / Избранные статьи / Классика ландшафтного дизайна: история и психология
Корни европейского ландшафтного дизайна в его классическом виде теряются в глубине античных времен. От гордых римлян и греков, в чьем понимании красота и эстетичность были тесно связаны либо с симметрией, либо со строгой геометричностью форм, либо и с тем, и другим, сады средневековья переняли все свои основные черты. Итальянцы декорировали свои сады статуями античных героев и богов и элементами римской архитектуры. Белый камень, белые скульптуры, террасы и лестницы, оливковые деревья – естественные атрибуты итальянского рукотворного ландшафта. Все строго геометрично и симметрично, как и в более позднем французском саду.
Классический французский сад, более распространенный в наше время, отличается роскошью и прилизанностью. Трава, кусты и деревья аккуратно пострижены, цветы посажены в строгом порядке, множество статуй, широкие аллеи, бассейны и фонтаны античного образца. Если бы еще в те времена существовал ультразвуковой отпугиватель комаров, то такой сад полностью бы отвечал средневековым понятиям о гармонии.
Некоторые современные психологи связывают «правильность» классического сада со строгой иерархичностью общества и неимоверным количеством условностей во всех жизненных сферах. Да еще ужасающая неустроенность быта. Что такое кондиционер, джакузи и бытовой увлажнитель воздуха тогда и не знали – дворяне не мылись месяцами, придворные мочились на стены королевских дворцов, а зимой в рыцарских замках покрывалось льдом вино в бокалах. При всем при этом феодал был не менее несвободен, чем его крестьяне, и, в свою очередь, переносил эту несвободу на интерьер и экстерьер своей обители. В том же классическом интерьере, как и в саду, цветы, рассыпанные в естественном «неправильном» порядке, просто немыслимы – только венки, цветочные «снопы», ровные ряды и колонны. Освобождены от рабства цветы были лишь в XX веке.
Не менее закрытым было общество на Среднем и Ближнем Востоке, где ландшафтный дизайн был скован строгими рамками ислама. Восточная элита копировала в своих садах райский сад, разделенный на четыре части четырьмя реками. Отсюда и квадратичная (4 священных угла) структура сада. Мощеные дорожки, «священные реки» в виде узеньких каналов с водой, загнанные в четкие геометрические рамки растения – иная культура, но сходные комплексы.
И лишь в наше время стало возможным нарушение строгих классических традиций. Даже сегодняшние классические стили – несколько вольная вариация регулярного сада средневековья. Современный ландшафтный дизайн допускает и смешение стилей, и использование различных авангардных элементов, и даже создание в саду уголка «дикой» природы.
Оставить комментарий