Разработка проектов и строительство домов из оцилиндрованного бревна
Главная / Словарь терминов / Эклектика.
Эклектика (от греч. εκλέγω «избираю») — разновидность архитектурного стиля, особенно широко распространившегося в 19 веке. Характерной чертой этого архитектурного направления можно является то, что он, по сути, представляет собой сочетание элементов уже существующих архитектурных стилей. Эклектика, как губка, впитала в себя самые разнородные черты древних и современных архитектурных стилей и создала на этой основе нечто новое и оригинальное.
Эклектический стиль отличается разнообразием приемов, форм, композиций и подчас неожиданным объединением стилей. На ранних этапах широкое применение находили элементы барокко, ренессанса, готики и др. Выбор направления или нескольких направлений определялся, как правило, воображением архитектора. Именно этим и объясняется «разностилие» и некое отсутствие общих принципов и норм архитектурных построек девятнадцатого века.
Также можно говорить о «размытости» стилистического направления, присущей тому времени. Эклектика оказалась прекрасной альтернативой скучноватому классицизму, задачей которого являлось соблюдение однообразных архитектурных требований, не допускавших проявления вольного творчества.
Со временем эклектика начала обретать индивидуальные очертания и сформировалась как определенное направление архитектуры. Именно в рамках эклектики и сложились русский и русско-византийский стили, которые отражали самобытность и русский характер в архитектуре сооружений. При строительстве новых или реконструкции старых сооружений русские архитекторы стали возвращаться к истокам — к древнерусским традициям.
В России основоположником такого стиля является Константин Андреевич Тон. Именно такими шедеврами русской архитектуры являются Храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Московский и Ленинградский вокзалы, которые были возведены под его творческим руководством.
В конце девятнадцатого века архитекторы не ограничивали свою фантазию и смешивали европейские, древнерусские и восточные элементы в одном сооружении. Некоторые критики считали такое смешение стилей недопустимым и не признавали эклектику как самобытное стилистическое направление, имеющее право на существование. Иногда подобные замечания имели место, когда архитекторы недостаточно четко улавливали художественные особенности различных стилей, и им не удавалось гармонично вписать их в архитектурный облик сооружения. Тем не менее, эклектика сыграла революционную роль в развитии архитектуры.
Оставить комментарий